Реформа автогражданки «не пошла»!

Определившая приоритет натуральных выплат реформа автогражданки, уже даёт первый сбой. Выясняется, что многие сервисные центры отказываются работать со страховщиками и ремонтировать автомобили по ОСАГО. А те, которые все же работают, выражают явное недовольство.

Например, список сервисов, с которыми работает по ОСАГО страховая компания "Согласие", сократился в три раза! В страховой компании "АльфаСтрахование" количество сервисных центров, которые согласны продолжить работу по новому закону, сократилось на четверть. В "РЕСО-Гарантия" похожая ситуация: число аккредитованных СТОА уменьшилось с более чем 350 до 224.

Вспомним, что с 28 апреля 2017 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые ввели приоритет натурального возмещения перед денежными выплатами. При этом страховые компании не должны учитывать износ вышедших из строя узлов и агрегатов. Для автовладельцев это – одно из ключевых преимуществ новой схемы. Другой большой плюс — сотрудники станций технического обслуживания теперь обязаны ставить на автомобили исключительно новые запчасти. Использование бывших в употреблении или восстановленных деталей станет серьезным нарушением. Но что происходит на практике? Чаще всего, новые правила просто не работают. И вот почему.

Владельцы СТО не представляют себе, откуда они станут брать столько новых деталей по достаточно низким ценам, которые предполагает перечень, утвержденный Центробанком? Ведь там-то цены копеечные!

Многие сервисные центры, работающие со страховщиками по старой схеме, не готовы брать на себя ту ответственность, которую накладывает новый порядок страховых возмещений. В случае с обязательной автогражданкой, требования к станциям оказались еще более строгими и детализированными, чем для автокаско, и основные причины недовольства со стороны СТОА — это запрет на использование старых запчастей, новая ответственность и боязнь, того, что отстаивать права автовладельцев снова станут квалифицированные автоюристы.

Возникает справедливый вопрос, так же о том, кто сможет гарантировать, что вам будут установлены исключительно новые запчасти? Ведь автовладельцы далеко не всегда смогут произвести ремонт в проверенных сервисах, которым они доверяют. Нужно либо покупать полис ОСАГО конкретно в компании, которая заключила договор с полюбившимся сервисом, либо самостоятельно организовывать проведение восстановительного ремонта с письменного согласия страховщика. Получается, что автовладельцам, как и раньше, остается надеяться только на добросовестность сервисменов, а также должный контроль за их деятельностью со стороны страховых компаний. Ведь новый закон переложил ответственность за некачественный ремонт на плечи последних, в случае чего — все претензии к ним. К тому же получившего от клиентов две и более жалобы страховщика ждут санкции — Центробанк может на год лишить его права осуществлять "натуральное" возмещение по ОСАГО.

Много вопросов возникает и с минимальным гарантийным сроком. По закону на восстановительные работы он составляет полгода, на кузовные и лакокрасочные работы - год. Вместе с тем принятые поправки устанавливают предельные сроки для устранения неисправностей: ремонт необходимо выполнить в течение 30 рабочих дней. Нарушителей заставят выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки. Но что делать, если нужной детали нет на складе в России? Потребуется ждать доставки запчастей из-за рубежа, а это дополнительное время.

При отсутствии необходимых расходников в России, логичнее было бы предлагать страхователям старые добрые денежные компенсации — в порядке исключения. С другой стороны, теперь на вполне законных основаниях выполнение даже самых простых ремонтных работ сотрудники сервисных центров смогут затянуть на обозначенные 30 дней.

Кроме того, закон ввел еще одно требование, которое на практике не всегда удается выполнить – минимальное расстояние до сервисной станции. Найти в установленном 50-километровом радиусе тех центр, который бы удовлетворял новым требованиям, в ряде регионов действительно не всегда просто. И если ситуация с ремонтом автомобилей возрастом старше двух лет все же легче, то для работы с новой техникой появилось дополнительное условие. Согласно поправкам, ремонт таких автомобилей должен производиться только на базе официального дилера марки. Возить свои машины к "официалам" за сотни километров в областной центр теперь не получится. Особенно обладателям автомобилей не самых популярных марок.

"Я владею автомобилем марки Geely, а полис ОСАГО покупаю в компании "Росгосстрах". К сожалению, у них нет своих ремонтных мастерских для "китайцев", а ближайший дилерский центр расположен в Москве. Это почти 400 км пути", - жалуется житель с. Брейтово Ярославской области Алексей Федорчук.

Конечно, такому автолюбителю страховщикам проще "выдать деньгами". Так сейчас и поступают. И будут делать аналогично все чаще и чаще. Поправки о натуральном возмещении уже вовсю "буксуют". А дальше страховщики и вовсе могут "закопаться" в проблемах и жалобах от недовольных автолюбителей и юристов, представляющих их интересы.

+7 920 282-99-91
advokat@avto-advokat57.ru

Адвакатская палата Орловской области
Орловская областная коллегия адвокатов "Воронежская"
302028г. Орёл, ул. Гуртьева д. 10, офис 2